Мои проекты
Бензо-
Электро-
Запчасти
Форум
Cсылки

Главная - Мои проекты - 3-х/8-ми ск. мотовелосипед

Самодельный 3-х/8-ми скоростной мотовелосипед



Мотовел с 3-х ск. втулкой

Предисловие

После не очень удачного опыта с набором "комета 1,5" для переделки велосипеда в мотовелосипед, я понял, что нужно конструировать мотовелосипед самому. Основными требованиями были: медленная езда по бездорожью/в пробке/в крутую горку и старт с места без педалей при достаточно большой максимальной скоростью. Получить такие характеристики с одной скоростью очень трудно, поэтому я принял решение делать многоскоростной велосипед. Но делать его без редуктора было крайне сложно (пришлось бы делать промежуточный вал, понижающий обороты) и как раз на форуме где я обитаю (www.dyr4ik.ru/forum/) привезли партию редукторов для минибайков под сцепление 78 мм (тогда я не знал, что все эти запчасти можно купить в Америке с доставкой) - это было выходом.


Редуктор снаружы и внутри



Трансмиссия

Для скоростей я решил взять 3-х скоростную втулку под роллерный тормоз Shimano Nexus 3 т.к. механизм был защищен от грязи (в отличие от внешнего переключателя) и организовать кпп с её помощью было гораздо проще, чем с внешним переключением (не было ограничений по расположению цепи). Размера самой большой звезды для 3-х скоростной втулки было недостаточно (23 зуба) и я привинтил к ней большую звезду на 51 зуб с небольшими доработками. На редукторе от минибайка (понижение 5:1) стояла специальная звезда для мелкой цепи под минибайки и мне она не подходила т.к. я хотел иметь привод на доступной и дешёвой велоцепи. Используя эту звезду как переходник, я привинтил к ней обычную BMX велозвезду на 11 зубов. Была небольшая проблема со слетанием цепи при сильной тряске - она решилась установкой алюминиевых щёчек покрытых резиной у захода цепи на ведомую звезду, которые направляют цепь на звезду и не дают её слетать. Главной проблемой была неизвестность, как поведёт себя втулка в относительно экстремальных условиях (хотя нагрузки по расчётам сравнимы с теми, что выдает человек, скорости довольно большие) эксплуатации.


Крепление велозвезд на редуктор и планетарку



Двигатель и моторама

Вместо шумного, неэкономичного и малоресурсного китайского двигателя от кометы 1,5 я приобрёл двигатель Honda GX35 в "Аояма моторс" мощностью 1,6 л.с. и крутящим моментом 1,9 Н*м. Двигатель я решил закрепить более надёжно, чем в наборе комета (там он крепился консольно к подседельному штырю) - из алюминиевого квадратного профиля и стальных толстых уголков (4 мм) я сделал "П" образную арку, которая крепилась за крепления багажника на перьях. От заваливания арка крепилась за винт затяжки подседельного штыря алюминиевой квадратной трубой. К арке крепилась моторама (стальная рама, собранная из стальных элементов, к которой крепится двигатель и редуктор) с двигателем и редуктором. К одной из горизонтальных труб крепления я закрепил натяжительный подпружиненный ролик, нивелирующий провисание цепи и изменение её длины с вытягиванием. Цепь была взята широкая односкоростная под советские велосипеды (такая продается, например, в сокольниках) т.к. она недорогая и довольно мощная на вид. Конструкция получилась довольно жесткой и почти не прогибалась даже под моим весом (80 кг).


Редуктор и двигатель на мотораме



Управление

Двигатель управляется с помощью специального рычага газа на карбюраторе - к нему я приделал велосипедный тросик для тормоза, который управлялся удлиненной и модифицированной ручкой тормоза (рукоятку я спилил и привинтил длинный рычаг из шпильки М6 длиной около 15 см - для легкого и более плавного управления) На планетарную втулку я установил роллерный тормоз, который отличается огромным ресурсом и почти не обслуживается (иногда нужно внутрь добавлять смазку).



Промежуточный итог

Мотовел я закончил ранней весной 2009 года. Испытания показали, что 3-х скоростей вполне достаточно, как для старта с места БЕЗ педалирования на 1-й, так и для большой скорости на 3-й. Скорости при 8000 об/мин получились такими:

1-я передача - 31,5 км/ч
2-я передача - 42 км/ч
3-я передача - 59 км/ч

Реально я разгонялся до примерно 55 км/ч - дальше стрёмно. Изначально я планировал использовать 2-ю прямую скорость (на 2-й скорости механизм втулки не используется, кпд выше, ресурс втулки почти не тратится и передаточное отношение на 2-й равно 1:1) как крейсерскую (максималка на 2-й 42 км/ч), но даже на скорости 40 км/ч двигатель очень уж шумел, поэтому по более-менее ровной местности я ездил на 3-й скорости. В крутые горки въезжал на 2-й. В начале (при обкатке) двигатель стартовал в горки не очень хорошо, но после неё стал стартовать довольно резво. Педали я сначала зафиксировал и использовал как подставки, а потом и вовсе снял и установил алюминиевую трубу-подножку. Оставить одновременное функционирование педалей и двигателя было крайне сложно т.к. места у двигательной звезды для фривила под педальную звезду не было. Да и использование мотовела как велосипеда не предполагалось (мотовел строился как замена скутеру). При эксплуатации выявился один небольшой недостаток - т.к. для сцепления во втулки использовались собачки, при газовании они срабатывали не сразу и при сцеплении происходил удар раскрученной звезды (успевала немного раскрутится в промежутке между газованием и зацеплением) по собачкам. Чтобы не убить собачки, газовать приходилось сначала слабо (дозацеплении собачек), а потом уже давить на газ по полной.








Модернизация

Летом я решил заменить обычное велоседло на комфортную сидушку наподобии скутерной - вместо пружин я использовал велокамеру, а сверху слой паралона для большей мягкости. Сверху надевается чехол из искусственной кожи. Ближе к осени я ещё сделал маленькую мягкую спинку под поясницу, на которую можно опираться, не напрягая спину.

К августу 2009 года я проехал на мотовеле больше 1700 км - никаких особых проблем не было: двигатель работал хорошо, втулка тоже нареканий не вызывала (собачки так и не сломались, механизм втулки нагрузки выдержал). Только цепь вытягивалась относительно быстро (0,6 % за 1000 км) из-за больших скорости цепи при эксплуатации, но т.к. она довольно дешёвая (170 рублей), это не страшно.

В конце августа я решил поменять втулку на 8-ми скоростную Shimano Nexus inter 8 Light 2009 года с роллерным почти мгновенным зацепление (вместо собачек), облегчённая и имеющая более высокий кпд из-за подшипников в шестерёнках (у 3-х ск. втулки шестерни крутятся просто в отверстиях) и имеющая прямую передачу не посередине, в передаточном отношении, а выше. Это давало возможность иметь более высокую крейсерскую скорость, без поднятия минимальной скорости. При установки втулки возникли некоторые трудности при установки меньшей звезды на 43 зуба (т.к. первая передача понижала обороты почти в 2 раза, вместо 1,69 раза у 3-х скоростной, звезду пришлось ставить меньше) из-за другого механизма переключения, который давал меньше пространства для крепления большой звезды к переходной. Но всё установить таки получилось.

Велосипед стартовать стал лучше (т.к. минималка получилась 13 км/ч, вместо 15 у "трёшки"), на прямой 5-й передаче максимальная скорость стала 50 км/ч. Реальную максималку я не мерил (хотя не раз разгонялся больше 50 км/ч) т.к. это уже довольно опасно и мне максималка не так уж и важна т.к. важна крейсерская скорость, с которой можно долго ехать. По прямой разгоняюсь до 45-55 км/ч, в горки разной крутизны затаскивает на скорости 38-42 км/ч. К октябрю 2009 года я уже проехал больше 2300 км (500 км на 8-ми скоростной втулке). Скоро нужно регулировать клапана (каждые 100 моточасов). Проблем никаких - всё работает хорошо.

Расчётные скорости при 8000 об/мин:

На 1-й - 10-25 км/ч
На 2-й - 12-30 км/ч
На 3-й - 14-35 км/ч
На 4-й - 16-40 км/ч
на 5-й - 19-47 км/ч
На 6-й - 23-57 км/ч
На 7-й - 27-67 км/ч
На 8-й - 30-76 км/ч



Крепление велозвезды на 8-ми ск. втулке (43 зуба) и Сидушка со спинкой