Мои проекты
Бензо-
Электро-
Запчасти
Форум
Cсылки

Главная - Мои проекты - Мотовелосипед с вариатором


8-ми скоростной мотовелосипед




мотовелосипед


После долгих раздумий, взвешивания всех "за" и "против", танцев с бубном я решил отказаться от вариатора в пользу планетарки. Хотя и у вариатора и у планетарки есть много плюсов , я решил делему в пользу планетарки. Основные причины были такими:
хочется максимальной отдачи движка (вариатор хоть не очень много, но съедает в пустую) это раз.
С вариатором крейсерская скорость всегда на повышенных обортах (на кпп можно ехать быстро при маленьких оборотах) из этого повышенный расход и шум, это два.
Вариатор позволяет не думать об управлении - это с одной стороны хорошо, с другой плохо - ты должен ехать как у варика зашито в мозг, а с кпп можно ехать как хочется тебе - на низких оборотах с большой скоростью, стараться держать обороты на максимальном крутящем моменте и пр.

В общем эти рассуждения напоминают спор - "чашка полупустая или полуполная?" Без сомнения есть плюсы и там и там. Вариком я увлёкся скорее из любопытства. Попробовал и понял, что автоматика это конечно круто и всё такое.... но не моё.

Вместо вариатора я поставил редуктор 5:1 и планетарную втулку на 8 скоростей.

Тех. характеристики 8-ми скоростного мотовелосипеда:

Двигатель -

Honda GXH 50. Мощность 2,5 л.с. , крут.момент 3,04 Н*м с центробежным сцеплением, срабатывающим при 3300 об/мин.

Трансмиссия -

Редуктор 5:1 от минибайка. Цепная передача со звездами 11-43(3,9:1) велосипедной цепью на 8-ми скоростную планетарную втулку Shimano Nexus inter 8 Light. Расчётные скорости при 8000 об/мин:

На 1-й - 10-25 км/ч
На 2-й - 12-30 км/ч
На 3-й - 14-35 км/ч
На 4-й - 16-40 км/ч
на 5-й - 19-47 км/ч
На 6-й - 23-57 км/ч
На 7-й - 27-67 км/ч
На 8-й - 30-76 км/ч


Тормоза -

Роллерный тормоз 77-й

База -

Велосипед Merida M90

Первые впечатления:

Едет мотовел очень уверенно. Тяга впечатляет - после хонды 35 небо и земля. Пока обкатка, поэтому скоростные характеристики пока не изместны. Разгонялся максимум до 42 км/ч по ровной дороге без напряга. Даже на 8-й скорости мотовел вполне уверенно тянет по ровной дороге и разгоняется (раньше хонда 35 еле тянула на 8-й под хорошую горку). И это несмотря на необкатанность и холод, который снижает мощность (смесь беднит).








*************************************************************************************

Тех. характеристики ВАРИАТОРНОГО мотовелосипеда:

Двигатель -

Honda GXH 50. Мощность 2,5 л.с. , крут.момент 3,04 Н*м с центробежным сцеплением, срабатывающим при 3300 об/мин.

Трансмиссия -

Вариатор от минибайка с редуктором 3,71:1 и вариатором 2,2:1 ~ 1:1 и привод на заднее колесо велосипедной цепью с понижение 4,8:1 (звезды 10 - 48 ). Общий диапазон изменения передачточного отношения ~ 38:1 - 17:1. Диапазон скоростей 10 - 53 км/ч (3300 - 7800 об/мин). Возможно после обкатки поставлю вместо 10-й звезды - 11-ю для бОльшей крейсерской скорости.

Тормоза -

Дисковый тормоз заднего колеса Avid BB7

База -

Велосипед Merida M90

Первые впечатления:

Несмотря на необкатанность и холод (который обедняет смесь уменьшая мощность) мотовелосипед очень уверенно едет по асфальту и даже по снегу. У себя в районе нашёл ровную дорогу без снега и смог на ней разогнаться до 39 км/ч в пол газа! Даже при 1/4 - 1/3 газа довольно резво разгонятеся (даже страшно подумать что будит, когда обкатаю и смогу газануть "на всю"! :-D ). Расход топлива замерить пока не пытался т.к. катаюсь рядом с домом в режиме газ-тормоз (что сильно завысит расход) да и вовремя обкатки двигатель должен прилично есть бензина.












*************************************************************************************

Как создавался вариаторный мотовелосипед




Прототип мотовелосипеда


Тех-Задание

И так, что я хочу получить? Мотовелосипед с вариатором и достаточно мощным двигателем больше 2 л.с., чтобы мотовел мог сам стартовать и устойчиво разгонятся свыше 50 км/ч. Собственно идея о новом проекте родилась, когда я увидел вариатор для минибайков под сцепление 78 мм. Вариатор имеет встроенный редуктор 3,7:1, на старте понижение примерно равно 8,2:1, а на максимальных оборотах примерно равно 3,7:1 (т.е. диапазон вариатора около 2,2 раза). Так как вариатор съедает около 15 % мощности двигатель нужен не меньше 2,5 л.с. - чтобы и на вариатор мощности хватало, и мощность мотовелосипеда выросла (по сравнению с 8-ми скоростным мотовелосипедом) - хочется как минимум 30% увеличения мощности.

Процесс создания (!!!раздел обновляется по мере продвижения работ над мотовелосипедом!!!)

22.10.09 На данный момент я: купил вариатор из Америки с доставкой(CVT Transmission for X1 & X2 Pocket Bikes). Купил велосипед Merida M90 Alu, снял заднее колесо и почти весь обвес - осталось переднее колесо, вилка, руль и рама. Поставил назад мощное колесо с втулкой на пром. подшипниках под диск и широких ободах Alexrims 24. Установил дисковый тормоз Avid BB7 с ротором 185 мм.




28.10.09 В Америке заказан комплект сцепления и переходника для двигателя Honda GXH50 (чуть позже собираюсь заказать и сам двигатель) (для постоянныйх читателей - от двигателя для покет байка я отказался из-за выяснившихся крупных недостатков. Проблема с вытиканием масла у хонды скорее всего преувеличина т.к. поршень будит работать как пробка и за 20 секунд в лифте масло вряд-ли кудато вытечет)

4.11.09 Сделал крепление большой звезды за втулку - проточил во втулке в промежутках между спицами 5 пазов глубиной на 3 мм и пропустил через них и переходник винты М5. Уже к переходнику крепится звезда на 48 зубов. Крепление за втулку надежнеё крепления за спицы, т.к. так нагрузка на все спицы маскимально равномерна.



15.11.09 Получил сцепление и переходник для двигателя Honda GXH50 с сайта staton-inc.com, сам двигатель заказан 5 ноября и надеюсь тоже скоро приедет



3.12.09 Получил вчера двигатель Honda GXH50 из Америки - двигатель сделан в Японии, работает хорошо с приятным басовитым шумом. Выяснилась небольшая проблема - после установки на двигатель сцепления с переходником и вариатор, оказалось, что фрикционные накладки слишком толстые (американцы сделали колодки на совесть, правда перестарались) и трут о колокол сцепления даже на холостых оборотах, вращая вариатор. Придеться слегка сточить колодки фиксирую выходной вал - колодки будут тереть о колокол и равномерно стираться. Стереть нужно минимум, чтобы сцепление происходило при газовании и оставалось разомкнуто при холостых оборотах.



8.12.09 Проблема с трением колодок о колокол решена - колодки только в паре точек тёрли о колокол и сточить эти излишки не составило труда. Теперь вариатор на холостых не крутиться. Начал делать стойки и мотораму для крепления мотора - готова "П"-образная арка, начал делать мотораму. Фотки выложу попозже.

9.12.09 Сегодня примерил двигатель на мотораму - даже с кое-как затянутыми винтами и отсутствием нескольких креплений арка довольно неплохо держит 8 кг мотор+вариатор. Фотографии:






12.12.09 На сегодняшний день двигатель установлен и моторама как следует свинчина - жесткость значительно выше чем у 8-ми ск. мотовела. Сделал привод газа через ручку тормоза. Установил высокий руль и подношки. Осталось установить цепь и натяжитель. Ну и разные мелочи - крылья, фонари и пр.)





17.12.09 На мотовелосипед установлена цепь и подпружиненный натяжитель на подшипниках - получилось провести испытательный заезд (и это при -21!!!) мотовелосипед прёт с места очень хорошо (это при плохо работающем на морозе карбюраторе, полуспущенных шинах и необкатанном двигателе). Сильно не разгонялся т.к. тормоза считайте отсутствовали (колодки не настроил из-за постоянного снимания заднего колеса). Зато порадовала минимальная скорость - можно ехать с пешеходной скоростью еле-еле давя на газ - это из-за очень маленького зазора между колоколом и колодками сцепления (колокол 77 мм вместо стандартных 78 мм - колодки 76 мм) и низких оборотов сцепления (3000 об/мин). Цепь при езде и газовании на месте с поднятым колесом не соскакивала - натяжитель справляется хорошо. Единственное возникшее неудобство - когда сбрасываеш газ и едеш накатом цепь начинает набегать на ведущую звезду и создает рывки. На маленько скорости это конечно не страшно, но на большой может повредить. Нужно поставить в точке захода цепи на ведущую звезду подшипник, который не даст цепи приподниматься на звезде и не позволит таким образом ей набегать. Так же нужно выставить точнее обе звезды с минимальным биением и поставить щёчки у точки захода цепи на ведомую звезду от случайного соскакивания цепи при тряске.

19.12.09 Сегодня получилось полноценно испытать мотовелосипед - на старте динамика очень впечатляет (даже козлит! По снегу идёт как трактор!), но начиная со скорости 10-12 км/ч динамика значительно падает. Предполагаю, что это из-за раннего включения вариатора (грузики тяжеловаты) и поэтому динамика падает - на двигатель падает значительная нагрузка по изменению передаточного отношения, когда он ещё не успел как следует раскрутиться. Собираюсь попробовать проехаться с грузиками в 2 раза легче. Посмотрим какой будит результат.
Фото-видео материалы:




Здесь я давлю примерно в пол газа ( и при этом козлит!) ->



11.01.10 Отчитаюсь о последней проделанной работе над мотовелосипедом:

Вопервых выяснилось почему с разгоном динамика падает - оказалось на двигателе установлен так называемый "гувернёр" или центробежный регулировщик оборотов, который старается поддерживать стабильные обороты и поэтому ручка газа работала только в положении вкл. и выкл. почти без промежуточных фаз - из-за этого топливная смесь переобогащалась и двигатель еле разкручивался. Как только я отключил автомат - двигатель будто подменили и стал работать очень хорошо. Только пришлось делать прямой привод заслонки карбюратора вместо привода за рычаги на картере, которые были связаны с автоматом и карбюратором (как было изначально). Правда после отключения автомата мотовел перестал козлить (хотя я больше трети газа сразу не открывал - может если газануть на всю, то закозлит) Вовторых сделал как следует крепления ведущей и ведомой звезды - довольно точно отцентровал их и сделал более надёжное крепления. В третьих сделал широкие крылья и брызговики, от гряязи и воды на дороге.